ПРОИЗВОДСТВО СДОБНЫХ СУХАРЕЙ, ХЛЕБНЫХ ПАЛОЧЕК, ПЕЧЕНЬЯ, СНЕКОВ.

МЫ БУДЕМ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС СРЕДИ НАШИХ КЛИЕНТОВ!

Презентация ООО РЕГИОН
http://region-company.blogspot.com/2011/11/blog-post_25.html

вторник, 13 декабря 2011 г.

Из истории района Тушино и Волоколамского шоссе


 http://77tushino.ru/istoriya_2010-1-22-42-4/
Тушино – район, находящийся на северо – западе Москвы. Впервые о нем упоминается как о деревне в 1512 году.
На территории этого района была сделана уникальная находка, которая свидетельствует о пребывании там человека - Сходненский череп конца ледникового периода. Однако в ледниковую эпоху человек появлялся здесь лишь спорадически.
Впоследствии на этой земле возникли славянские племена. Славяне-вятичи оставили после себя группы курганов, как например между Спасом и Братцево, у Тушинского городища или под Алешкино. Местность находилась на оживленном водном пути, по которому суда из Москвы-реки «всходили» по р. Всходне.
В 1332 г. центром вокруг реки Сходня было село Коробово, будущее Тушино. Боярин Родион Несторович был был сыном Нестора Рябца, выходца с юго-западной Руси (из Киева или Галича); в 1304 г. он спас Ивана Калиту в битве под Переяславлем, затем, будучи назначен наместником московской половины Волока Ламского (Волоколамска), присоединил также новгородскую половину. За это он и удостоился этой награды от Калиты. Он же или его сын Иван Родионович Квашня, командовавший костромскими полками в Куликовской битве, основал Спасо-Преображенский монастырь (в память спасения Ивана Калиты?) на холме на месте городища Спас-Тушино-1. В этом же монастыре Иван Квашня был похоронен в 1390 г. После смерти Квашни, землю унаследовал его сын Василий, за наследственную дородность прозванный Туша и тем давший свое имя Тушину. Затем село принадлежало его сыну Александру Васильевичу Тушину и внуку Михаилу Александровичу Тушину. После смерти последнего, было поделено между двумя его младшими сыновьями, Петром и Семеном. Часть села, принадлежавшую Петру, приобрел в 1512 г. его старший брат Федор Михайлович, и именно в этой купчей содержится первое письменное упоминание о Тушине.
Второе название Тушина — «Коробовское» — явно владельческого происхождения, как и само название «Тушино»; но поскольку после начала XIV века владельца с подобным именем не известно, из этого делается вывод, что владелец по имени Короб жил до Родиона Несторовича и что, следовательно, село существовало ещё до времен Ивана Калиты.
Тушино стало хорошо известно после событий Смутного времени, когда Лжедмитрий II разбил здесь свой лагерь и получил прозвище «Тушинский вор». В результате село превратилось в большой город, который в свою очередь был полностью сожжен в марте 1610 г. при отступлении тушинцев, так что на месте Тушино осталась пустошь.
Тушино быстро оправилось от разорения, и в 1646 г. числилось сельцом, в котором было 39 крестьянских и 10 бобыльских дворов, в которых проживало 120 душ (мужского пола — то есть всего около 250 человек). Однако, после эпидемии чумы 1654 г. Наумовка вымерла, а в самом Тушино в 1678 г. было только 62 души, и только в 1704 г. численность восстановилась, достигнув 104 душ.
в 1899 г. в Тушино уэе было 165 дворов и 846 жителей. Деревня числилась в составе Всехсвятской волости Московского уезда (ныне район Сокол). Созданное в 1864 г. земство построило мост через Сходню, открыло четырёхклассное начальное училище и больницу. В селе было 3 трактира и 5 лавок; из промыслов мужчины занимались ломовым извозом для окрестных фабрик, а женщины вязанием на дому чулок и перчаток.
Во время революции рабочие активно участвовали в революционном движении: в 1905 г. были созданы дружины, и во время декабрьских боев в Москве дружинники сделали безуспешную попытку отбить у станции Тушино обоз с оружием. После подавления восстания в Москве, в Тушино была направлена казачья карательная экспедиция. В октябре 1917 г. местные рабочие поддержали большевиков.
В 1929 г. Тушино было причислено к Сходненскому, с 1932 г. — к Красногорскому району. В 1930 г. был создан колхоз, разводивший главным образом овощи. В 1930 около железной дороги построен планерный завод. В 1931 западнее деревни Захарково возникает аэродром (аэродром ГВФ) В 1932 к северу от железной дороги построен авиационный завод (завод имени Молотова — ныне ТМЗ), а в 1933 — авиамоторный (ныне — им. Чернышева).
В 1932 году начинается строительство канала Москва-Волга (пущен в 1937), в результате чего зона строительства была огорожена колючей проволокой и вошла в систему Дмитровлага, а Тушино стало одним из центров «архипелага ГУЛАГ». После пуска канала, бывшие лагерные бараки использовались как жилье; последним напоминанием о лагерях оставалась вышка у деревни Иваньково, снесенная только в 1995 году.
Через территорию Тушино, кроме собственно канала Москва-Волга (образовавшего здесь Химкинское водохранилище), был проложен также деривационный канал; через последний перекинули два моста: Западный и Восточный. В результате строительства предприятий и канала население сильно возрастает. В 1933—1934 в заболоченной пойме Москвы-реки создан аэродром Осоавиахима, а на Волоколамском шоссе — здание Центрального аэроклуба им. Чкалова. 1 июля 1934 Тушино получает статус рабочего посёлка. В его состав вошли деревни Тушино, Захарково и все жилые посёлки при промышленных предприятиях.

Тушино. Продолжение

 http://moscow.gramota.ru/map122.shtml

На страницах русской истории неоднократно упоминается бывшее село Тушино и местность, где протекала река Химка (о происхождении и значении названия «Химка» читайте в статье «Химки-Ховрино»).
В 1939—1960 годах Тушино было городом Московской области. Затем город вошел в черту столицы и стал основной частью Тушинского района. Но это — современность, к которой мы еще вернемся в рассказе о наименованиях некоторых улиц Тушина. А древняя пора Тушина? Что о ней известно? У археологов, историков, московских краеведов топоним Тушино ассоциируется с понятием «палеолит», «древнейший человек». Оказывается, первые люди появились здесь в таком далеком прошлом, которое ученые привыкли называть греческим термином палеолит, то есть «древний каменный век». Именно в Тушине при строительстве ГЭС на берегу реки Сходни был обнаружен череп древнего человека. Неандертальцы, ископаемые древние люди, жили в Европе, Азии и Африке 200—35 тысяч лет назад до н. э. Уникальную тушинскую находку несколько лет исследовал видный советский археолог О. Н. Бадер. Как подчеркивает в своей книге «Москва в Москве» руководитель московского Центра археологических исследований А. Г. Векслер, череп, обнаруженный строителями в Тушине, представляет выдающийся интерес: это древнейшие достоверные останки человека в Подмосковье и вообще одна из наиболее северных находок ископаемого человека в Европе. В Тушине были обнаружены и кости мамонта — люди палеолита охотились на этого огромного зверя.
Особую роль сыграло Тушино в русской истории начала XVII века. Именно здесь, на высоком холме за селом Тушином (близ впадения Сходни в реку Москву), во время бурных событий Смутного времени расположил свой знаменитый Тушинский лагерь самозванец Лжедимитрий II, выдававший себя за чудом спасшегося русского царя Димитрия Иоанновича и навсегда вошедший в историю под именем «Тушинского вора», которым наградил его народ. Лжедимитрий II, как известно, после неудачной попытки войти в Москву силой польского оружия обосновался в селе Тушине. В конце июня 1608 года московское войско под предводительством Шуйского, стоявшее в селе Новом Ваганькове (за нынешней Красной Пресней), пошло в наступление на поляков и оттеснило их за реку Химку. Тушинский лагерь самозванца, разбитый в июне 1608 года на Волоцкой (Волоколамской) дороге, был огромен. Его защищали земляные валы с башнями и воротами. К зиме 1609 года тушинское войско Лжедимитрия II, находившееся внутри укреплений и за ними, превышало пятьдесят тысяч человек. В самом лагере были выстроены деревянные дома, дворец самозванца, чеканились монеты; близ вала существовал оживленный торг. Трагическая для России и бесславная для самозванца эпопея «Тушинского вора» длилась два года: Тушинский лагерь был сожжен весной 1610 года, а сам Лжедимитрий II, тайно вывезенный несколькими месяцами раньше в навозных санях из лагеря, погиб от руки сообщника в Калуге.
Довольно любопытно происхождение самого топонима Тушино. По историческим сведениям, бывшее подмосковное село Тушино входило в состав вотчин дворянского рода Тушиных. Генеалогическое древо семьи Тушиных восходит к одному общему предку — боярину Василию Ивановичу Квашнину, носившему за свою неимоверную полноту прозвище Туша. Именно Василий Туша Квашнин стал в год Куликовской битвы, в 1380 году, владельцем села Коробкова, впоследствии получившего наименование Тушино. Правда, по утверждению ряда историков, в частности, уже упомянутого А. Г. Векслера, известен и другой факт, определенно связанный с происхождением топонима Тушино: владельцем всей этой местности в первой половине XVI века был воинственный воевода — Тушин! В любом случае мы с вами должны констатировать: хорошо, что исторический топоним Тушино не канул в небытие, как десятки интересных и ценных названий других подмосковных деревень, а обрел вторую биографию в городских топонимах XX века: в 1964 году на карте столицы возникли топонимы Тушинская улица, 1-й, 2-й и 3-й Тушинские проезды. В систему названий станций московского метрополитена в 1975 году вошло наименование «Тушинская», расположенная на проспекте Стратонавтов.
Такое название проспекта в Тушине вовсе не случайно. Топоним Тушино в сознании наших современников связан и с такими понятиями как «воздушный флот», «летать на самолете», «летное поле», «аэродром», «летний воздушный праздник». Журналист-москвовед Л. Е. Колодный в одной из своих книг адресовал Тушинскому полю точную и емкую метафору: «...Все звуки над ним с давних пор заглушил авиационный мотор. Правда, поле столь велико, что грохота винтов не слышно. Судьба многих авиаторов начиналась на этом поле, отсюда уходили в первый полет, сюда возвращались с победой. Чкалов, Громов, Коккинаки, Анохин, Ильюшин, Яковлев. Всех их видела эта земля, которую не забывают. Разве забудешь место, где выросли крылья?»
В самом деле, Тушинское поле, широко раскинувшееся между Москвой-рекой и Волоколамским шоссе на площади приблизительно в 200 гектаров, навсегда вошло в историю советской авиации как знаменитый Тушинский аэродром. Долгие годы здесь располагались Центральный аэроклуб СССР имени В. П. Чкалова, а также Центральный спортивный технический клуб авиационного моделизма и Центральный радиоклуб СССР имени Э. Т. Кренкеля. Каждый год, в августе, на летний праздник в Тушино, по давней традиции, приезжают семьями десятки тысяч людей — их влечет сюда красивейший воздушный парад, где демонстрируется современная боевая и гражданская авиационная техника, летчики-асы филигранно выполняют фигуры высшего пилотажа и участвуют в показательных боях, а мастерство парашютистов вызывает не только уважение, но и добрую зависть.
История Тушинского аэродрома необычайно интересна. Она рассказывает о первых полетах будущих выдающихся советских летчиков, о чествовании наших асов, прославивших советскую авиацию. Именно потому-то в Тушинском районе столицы близ аэродрома и возникли такие топонимы, как проспект Стратонавтов (до 1964 года — Железнодорожная улица) в память о погибших в 1934 году трех советских стратонавтов, установивших на стратостате «Осоавиахим-1» мировой рекорд высоты; Летная улица, улица Циолковского (существует с 1934 года — на этой улице находилось общежитие, в котором жили первые советские стратонавты), Планерная улица (по которой названа и станция метро «Планерная»).
Основная магистраль Тушина — Волоколамское шоссе, бывшая старинная московская Волоцкая дорога. В его наименовании легко угадывается название старинного подмосковного города Волоколамска. Расскажу о нем немного подробнее — топоним того заслуживает.
Волоколамск расположен в ста двадцати километрах к северо-западу от столицы на речке Городенке, неподалеку от ее впадения в реку Ламу. Упоминание реки поясняет мотивировку второй части названия — ламский, что означает «расположенный на Ламе», «относящийся к Ламе». Слово волок «Словарь русского языка XI—XVII веков» определяет как «пространство земли, водораздел между двумя судоходными реками и путь, по которому перетаскивают суда, грузы» и как «место скопления грузов и товаров для перевозки по волоку; поселение на волоке». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово волок объясняется как «переволок, перешеек между двух рек, где переволакивают лодки или товар с них, с одной речки на другую; ...иногда пристань, перевоз, как конец волока». Таким образом, топоним Волоколамск означает не что иное, как «волок на реке Ламе», «селение у Ламского волока».
В трехтомнике «Города Подмосковья» отмечено, что на нешироком водоразделе, где лежит Волоколамская возвышенность, имелось несколько коротких волоков, соединявших верховья рек разных бассейнов. Один из них шел от Ламы к притокам Рузы. Он был составной частью важного торгового пути из Новгорода в московские, рязанские и владимирские земли. Из Новгорода по реке Волхов суда через озеро Ильмень попадали на реки Мсту и Тверцу, выходили на Волгу, а затем по Шоше и Ламе приходили к волоку на Ламе. Отсюда торговые караваны переволакивали к верховьям Волошни или Озерны, из которых попадали в Рузу, потом в Москву-реку, а из нее в бассейн Оки. Там, где кончался водный путь, предприимчивые новгородцы образовывали в X—XI веках поселение — торговую факторию. Впервые Волок Ламский — так тогда именовался этот населенный пункт — упоминается в летописи в 1135 году как владение новгородцев. В более поздние периоды русской истории Волоколамск был известен Иосифо-Волоцким (Волоколамским) монастырем, основанным в 1479 году, который к концу XV—XVI веков играл важную роль в политической и идеологической жизни России. Архитектурный ансамбль монастыря, ныне возрожденного как православная обитель, расположен в двух десятках километров от города Волоколамска.
Официально Волоколамское шоссе получило свое наименование в XIX веке. По шоссе были названы, точнее говоря — переименованы в 1958 году Волоколамский проезд, Большой, 1-й и 3-й Волоколамские проезды (до этого улицы Малые Октябрьские лагеря).
 Волоколамское шоссе, кольцо "Окружная дорога"
День открытия Московского троллейбуса. По своей конструкции и условиям движения первые троллейбусы не могли конкурировать с другими видами транспорта. Для развития троллейбуса предстояло провести масштабную реконструкцию городских дорог. Фото Анатолия Егорова (из коллекции М.В.Егорова).

Волоколамское шоссе

 http://tushinec.ru/index.php?news_read=719

Основная магистраль Тушина — Волоколамское шоссе, бывшая старинная московская Волоцкая дорога. В его наименовании легко угадывается название старинного подмосковного города Волоколамска. Расскажу о нем немного подробнее — топоним того заслуживает.

Волоколамск расположен в ста двадцати километрах к северо-западу от столицы на речке Городенке, неподалеку от ее впадения в реку Ламу. Упоминание реки поясняет мотивировку второй части названия — ламский, что означает «расположенный на Ламе», «относящийся к Ламе». Слово волок «Словарь русского языка XI—XVII веков» определяет как «пространство земли, водораздел между двумя судоходными реками и путь, по которому перетаскивают суда, грузы» и как «место скопления грузов и товаров для перевозки по волоку; поселение на волоке». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово волок объясняется как «переволок, перешеек между двух рек, где переволакивают лодки или товар с них, с одной речки на другую; ...иногда пристань, перевоз, как конец волока». Таким образом, топоним Волоколамск означает не что иное, как «волок на реке Ламе», «селение у Ламского волока».

В трехтомнике «Города Подмосковья» отмечено, что на нешироком водоразделе, где лежит Волоколамская возвышенность, имелось несколько коротких волоков, соединявших верховья рек разных бассейнов. Один из них шел от Ламы к притокам Рузы. Он был составной частью важного торгового пути из Новгорода в московские, рязанские и владимирские земли. Из Новгорода по реке Волхов суда через озеро Ильмень попадали на реки Мсту и Тверцу, выходили на Волгу, а затем по Шоше и Ламе приходили к волоку на Ламе. Отсюда торговые караваны переволакивали к верховьям Волошни или Озерны, из которых попадали в Рузу, потом в Москву-реку, а из нее в бассейн Оки. Там, где кончался водный путь, предприимчивые новгородцы образовывали в X—XI веках поселение — торговую факторию. Впервые Волок Ламский — так тогда именовался этот населенный пункт — упоминается в летописи в 1135 году как владение новгородцев. В более поздние периоды русской истории Волоколамск был известен Иосифо-Волоцким (Волоколамским) монастырем, основанным в 1479 году, который к концу XV—XVI веков играл важную роль в политической и идеологической жизни России. Архитектурный ансамбль монастыря, ныне возрожденного как православная обитель, расположен в двух десятках километров от города Волоколамска.

Официально Волоколамское шоссе получило свое наименование в XIX веке. По шоссе были названы, точнее говоря — переименованы в 1958 году Волоколамский проезд, Большой, 1-й и 3-й Волоколамские проезды (до этого улицы Малые Октябрьские лагеря).

Комментариев нет:

Отправить комментарий